Александр Рождественский
Заведующий постановочной частью Санкт-Петербургского государственного академического
Симфонического оркестра
Проект «Культ профессий» раскрывает удивительных людей, которые работают в сфере культуры, но труд которых не виден сразу нам, людям по ту сторону сцены. Но стоит приоткрыть немного занавес и можно окунуться в интереснейший мир закулисья, куда и поведем вас сейчас - в мир звуков и эмоций, в симфонический оркестр.
Премия имени А. Луначарского в рамках проекта «Культ профессий» ставит перед собой уникальную цель - раскрыть и популяризовать «нетворческие» профессии. И сегодня мы знакомимся с Александром Рождественским, заведующим постановочной частью Санкт-Петербургского государственного Академического Симфонического оркестра.
Знаете ли вы, что такое симфоническая музыка? А как часто слушаете?

В Санкт-Петербурге одно из мест, где вы точно можете найти настоящую музыку - это дворец князей Белосельских-Белозерских. Из всех многочисленных памятников архитектуры, расположенных на Невском проспекте, этот один из самых заметных. Дворец стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

Коллектив, в котором трудится наш герой, создан в 1967 году выдающимися ленинградскими дирижерами Николаем Рабиновичем, Карлом Элиасбергом и Эдуардом Грикуровым. Основой репертуарной политики стало исполнение редко звучащих произведений различных музыкальных стилей и периодов. И до 1985 года оркестр носил название «Оркестр старинной и современной музыки», но малый симфонический состав вырос до полного симфонического, а учитывая роль, которую коллектив играл в культурной жизни Ленинграда, он становится Ленинградским государственным оркестром, а потом, конечно же, Санкт-Петербургским. C 1988 года коллектив начинает выступать в Зеркальном зале знаменитого дворца князей Белосельских-Белозерских и вскоре возвращает залу статус одной из лучших концертных площадок города. Великолепные интерьеры и акустика залов в этом здании прекрасно сопутствуют гармоничному восприятию музыкального искусства.
Александр, вы родились в Ленинграде. А какое образование Вы получили? И как пришли к музыке?

Я несостоявшийся геофизик.», говорит Александр. И сразу же представляются дальние экспедиции, новые открытия. А ведь это тоже сложная и творческая профессия. Почему-то не удивляешься, услышав, что в оркестре может работать такой человек. Главное, что он действительно на своем месте и все работает как часы, механизм которых скрыт от наших глаз. «Вот уже 11 лет, с 2006 года я зав. постановочной частью. Честно говоря не знаю, есть ли учебные заведения, которые учат именно этой профессии, но безусловно, что музыкальная составляющая в этой сфере очень важна.
А как можно описать ваши обязанности? Есть ли интересные моменты?

В мои обязанности входит техническое обеспечение концертной деятельности. Можно сказать, что я музыкальный завхоз. Постановка сцены, транспортировка, перевозка инструментов и их хранение. Но это далеко не все умения, который нужны в этой профессии. Практически знания, как правильно «посадить» оркестр в нужном пространстве, проследить за освещением. Не поверите, но и работа костюмерной тоже попадает в сферу моих обязанностей, нужно следить и за этим. Иногда на месте приходится решать совершенно казалось бы невозможные вопросы - как, допустим, 50 человек музыкантов усадить в оркестровую яму или разместить на сцене, которая не приспособлена для подобного количества людей, да не просто так это сделать, а так, чтоб оркестр звучал! Так на недавних гастролях в Китае, в совершенно новом зале, мы столкнулись не только с языковым барьером, но и с технической стороной вопроса, чтоб обеспечить правильное звучание оркестра. При этом надо все было сделать быстро.
Получается, что вы не только завхоз, но и как бы музыкальный логист?

Да, вы правы. Потому что еще на меня ложатся и административные вопросы, которые зачастую приходиться решать прямо на месте. Когда прямо перед первым звонком на концерт может возникнуть внештатная ситуация. Да, такие моменты тоже случаются.

Это уже то мастерство, то умение, которое не только нарабатывается с годами, но и нужно обладать некоторым творческим началом, талантом, чтоб все это музыкальное беспокойное хозяйство гармонично развивалось. Мне со стороны показалось - что профессия, которой посвящает себя Александр вот уже 11 лет, очень тонкая именно в творческом плане. Ведь надо уметь прочувствовать момент, правильно расставить акценты и все это в сочетании казалось бы обычной деятельностью завхоза. Но лишите оркестр заведующего постановочной частью и что будет? Пожалуй, музыка не зазвучит.

Вот мы снова возвращаемся к теме музыки в жизни. Я знаю, что вы играете в блюзовой команде. Стилистически, исполняемую группой музыку можно описать как "Blues", "Soul" и "Funk". Но, честно говоря, хоть ваш проект и блюзовый, но мне кажется, что вы играете, что называется Evergreens - мелодии, над которыми не властны время и мода. Как давно гитара в Вашей жизни и почему именно блюз?

Мои музыкальные продвижения были вопреки всем, что называется со двора. С подростковых лет начал играть на гитаре и ушел в это с головой. Законченного музыкального образования нет, как такового. Но есть учителя, которые дали мне очень многое. А с 1995 года я впервые вышел на сцену. Музыкальные Проекты меняются, потому что невозможно оставаться на месте, ты высказываешься и закрываешь тему, приходят новые творческие задумки, в зависимости от ситуации, но блюз остается основной темой. Да, я упертый и мне нравится блюзовая музыка, я ничего не могу с этим поделать.. При этом работа в оркестре отнимает много времени и сил, но дает мне возможность заниматься и любимым делом, развиваться в любимом жанре.
А как относится семья к увлечению музыкой, гитарой в частности, к частым отъездам. Оркестр же активно гастролирует и в основном это зарубежные туры: Япония, Германия, Мексика, Северная Америка, Норвегия, Швеция, Франция, Китай и тд.

Нормальные люди не могут к этому плохо относится. Ведь у меня появилась возможность увидеть мир. И это еще один плюс моей профессии. (улыбается)

Я не хочу говорить, прощайте. Мне приятнее сказать «До новой встречи», потому что таких людей должно быть больше вокруг нас.

Когда профессия дает толчок или помогает реализовывать себя еще и в любимой сфере и тогда эти дела переплетаются, мне кажется, что это и делает людей счастливым. А мне кажется, что Вы, Александр, счастливый человек и это прекрасно отражается на всем, что Вы делаете. Спасибо большое за время, которое отвели для беседы и небольшой экскурсии. Пожелаю вам новых блюзовых проектов и новых открытий вместе с вашим симфоническим оркестром!

Автор статьи