Мария Лихая
Директор Музея-Крепости «Корела»,
г. Приозерск, Ленинградская область.
В рамках проекта «Культ профессий» раскрываем профессию директора музея. Как руководить музеем, поменялись ли люди и обстановка за последние 20 лет, где взять средства, могут ли слёзы помочь делу, какими качествами нужно обладать директору и, конечно, сколько сейчас зарабатывают в музеях – ответим лонгридом прямо сейчас.

Мария Петровна, мы познакомились с Вами благодаря проекту «Культ профессий», который призван популяризировать, цитирую: «нетворческие профессии». Что в данном случае означает, немедийные. Эти же цели и ставит перед собой Премия имени Анатолия Луначарского, в рамках которой и проходит этот проект. Но, не мне рассказывать Вам, что это такое - в прошлом году Вы были лауреатом этой Премии, как директор музея.
По регламенту директора не могут быть номинированы на премию. Но, строго говоря, моя должность не является директорской. В Ленинградской области есть организация «Музейное агентство». Она объединяет 28 музеев. Директор этой организации – Леся Анатольевна Колесникова. Подчиняется Агентство Комитету по культуре Ленинградской области. А я заведующая Приозерским филиалом.

То есть премии не присущ формализм! Это хорошо.
Да. Инициатором же моего выдвижения был наш муниципалитет. Они как-то узнали про премию (по рассылке, возможно), но документы подавались от Музейного агентства и заверялись в Комитете по культуре. Мы изложили в заявке деятельность музея с того момента, как я пришла к руководству музея, и до сегодняшнего дня. Это достаточно протяженное время и в нём были свои этапы. Получение премии я расцениваю как самую высокую похвалу моей профессиональной деятельности. Денежное вознаграждение у премии приличное – 250 000 рублей. Я его потратила на образование дочери – как раз столько требовалось ей в год на ассистентуру.

У Вас отличные дочки! С хорошим художественным вкусом, не могу не отметить – я познакомился с их творчеством в Инстаграме и ВКонтакте. И дипломная работа «Дягилевские сезоны» Марии прекрасна. Впрочем, непременно поговорим о них и о Вашем супруге тоже, но чуть позже. Вам сейчас в сезон нужно развивать количество туристов, не достигнута ли уже предельная проходимость?
В 2016 году в музей пришли 60 тысяч посетителей. После выхода Выборгского замка из Музейного агентства наша крепость сейчас одна из самых посещаемых и доходных среди других филиалов. Но мы по-прежнему ставим своей задачей увеличение количества туристов и улучшение качества их обслуживания. Потолок еще не достигнут.
Если Вы непротив, то вернёмся в хронологии сильно назад. В 1977 год. Год не только оказался ключевым для меня – я родился в этот год, но и для Вас – Вы приехали с Кубани в Ленинград и поступили в «Герцена». Почему именно сюда – это осознанное было решение?
Я из простой рабочей семьи. Мне хотелось вырваться из родительского дома. Собралось несколько девочек из станицы Выселки и мы поехали в Ленинград поступать в разные ВУЗы.

А по окончании Вас распределили в Приозерск, в школу. А в 88-м уже сюда в музей, верно? Почему решили школьную практику изменить на музейную?
Нас с мужем, а брак у нас состоялся в институте, распределили в Приозерск воспитателями в школу-интернат. Часов истории на двоих не хватало. Занималась совсем не тем, чем хотела. Через четыре года перешла на работу в Приозерский горком комсомола секретарем по работе с учащейся молодежью. Познакомилась со старшим научным сотрудником Приозерского краеведческого музея Пашкиной Людмилой Дмитриевной. Помню, она однажды пришла в Горком комсомола на встречу с ветеранами. Читала лекцию об истории Кексгольмского полка, о дочери полка Марии Константиновне Кексгольмской. Это было так глубоко и эмоционально, буквально до слез. Как только появилась вакансия в музее, меня пригласили на работу младшим научным сотрудником. Я с радостью согласилась.

Вы здесь с 1988 года. И как уже говорили, в жизни музея были свои этапы. Какие это этапы?
До 1999 года я была просто научным сотрудником, к тому же два декретных отпуска один за другим. А потом ушла наш прежний директор и пришлось включаться в работу. Это было время, когда ликвидировали Областной Музейный центр, на его месте Областной комитет по культуре создал Музейное агентство. Началось наше время.

Начинала свою работу в годы нестабильной экономической ситуации, когда в Приозерске закрыли целлюлозный завод, турфирмы игнорировали музей, музей находился на низком бюджетном финансировании. В начале 2000-х годов в музей приходило в год чуть более 8000 посетителей, доходы музея не превышали 12000 рублей. Здравый смысл подсказывал, что есть проблемы, которые музейные работники сами в состоянии разрешить. Мы с коллективом придумали «Проект создания и продвижения на туристический рынок музейной продукции музея-крепости «Корела». Ставились задачи добиться притока посетителей, привлечения инвестиций, развития инфраструктуры музея. Цель состояла в формировании высокой репутации музея, его имиджа, поднятии на достойный уровень общественной значимости музея.

План был прост. Прежде всего, чтобы добиться желаемого, нужно было изменить отношение приозерцев и муниципальной власти к музею. А также самим переосмыслить деятельность музея.Коллектив начал работу с пересмотра экспозиции музея, нового подхода в подаче материала – подчеркнули православную составляющую Приозерска, выделили финский период в истории города, подчеркнули роль карельского фактора.Составили пошаговый план: создание Выставочного зала, открытие сувенирного магазина, широкая издательская и рекламная деятельность, создание сайта, работа каждого подразделения по созданию музейного гостеприимства

Что изменилось за эти годы? Количество посетителей выросло в разы (с 8 000 до 60 000 человек в год). Доходы музея в 2016 году составили почти 7 миллионов рублей. Отрыта новая экспозиция в Новом арсенале, появилось новое выставочное пространство в Старом арсенале, установлены танк ИС-3, самоходная установка ИСУ-152, противотанковые надолбы в охранной зоне крепости - своеобразный музей военной техники под открытым небом, изданы 4 выпуска краеведческого альманаха «Вуокса», книга по краеведению «Приозерская земля: история и культура», оборудован музейный магазин и гостеприимный зал, проведено благоустройство крепостного двора, прилегающей к крепости территории – вот неполный перечень выполненных дел по достижению цели поднятия рейтинга музея-крепости «Корела». Крепость в свою очередь стала для приозерцев центром военно-исторических фестивалей «Русская крепость», «Кексгольмский гарнизон», этнокультурных финских праздников «Летний день в Старой крепости».


Посетители, люди, менялись за это время?
Приозерск стал открытым городом с 1989 года. В город поехали финны - бывшие жители довоенного периода Кексгольма. Долгим и кропотливым был период выстраивания диалога по непростой советско-финляндской политической истории. У нас появились друзья из обществ «Пюхяярви», «Кякки», «Саккола», «Ряйсяля». Вместе провели незабываемую конференцию, посвященную 150-летию выдающегося финского археолога, этнографа, уроженца Ряйсяля (ныне поселок Мельниково Приозерского района) Петера Теодора Швиндта. У дома, где он родился, поставили вместе памятный знак. Затем раз в два года стали проводить в нашем уютном крепостном дворе финские этнокультурные праздники «Летний день в старой крепости». В музее появилось много финской литературы по истории поселков, улиц. Впервые появился раздел в экспозиции музея, посвященный Кексгольму в составе Великого княжества Финляндского и независимой Финляндии. Финны страстно любили довоенный Кякисалми-Кексгольм. У них есть чему поучиться. Это, прежде всего, бережному отношению к истории каждой улицы, дома, к судьбе каждой семьи и человека.

То есть идёт нормальный культурный диалог. С финнами он получается.
По поводу культурного диалога. Российско-Финляндский культурный форум - это совершенно исключительная и восхитительная страница во взаимоотношении России и Финляндии. Я принимаю участие в его работе с 2002 года. Один год он проходит в Финляндии, другой в России. Мы побывали во многих городах. Нас интересовало, конечно, прежде всего, как участников российско-финляндского проекта «От крепости к крепости», состояние крепостей. Мы увидели, как реставрируются крепости в Финляндии, как финны отреставрированную красоту превращают в культурные центры малых исторических городов.


В наш разговор с Марией Петровной включается Георгий, «вольный экскурсовод», приехавший в крепость с туристической группой. Разговорились про приозерско-карельское направление в массовом туризме и влиянии его на музей, а также о скором вводе в строй Новоприозерского шоссе. Я писал зимой, что сейчас с развитием прежде всего Рускеальского мраморного карьера полностью сложился маршрут выходного дня для массового туризма – со Стрелецким острогом, Филиной горой, Валаамом.

Какие это несёт перспективы и опасности для Крепости?
Мы находимся в очень удобном месте. И по дороге в Рускеальские рудники – ровно на середине пути. И тематически – Корела первая столица древней Карелии. Логично начинать рассказ про Карелию отсюда. Мы сделали специальную короткую экскурсионную программу для транзитных групп на 40 минут. При этом мы сами несколько изменились, раньше мы важничали, считали, что у нас очень интересная экскурсия на 1,5 часа и крепость всегда славилась хорошими экскурсоводами. Но, поняли, что нужно быть более гибкими.

А вы можете здесь кафе, банкетный зал, туалеты поставить, чтобы автобусные группы обслуживать?
И мы бы очень этого желали, но в крепости нет водопровода и канализации. Мы с «Музейным агентством» решаем этот вопрос. Этой зимой у нас должна измениться входная зона в крепость. Появится круглогодичная теплая касса и, надеемся, там же будут и туалеты.

Со Стрелецким острогом есть у вас какое-то взаимодействие или наоборот конкуренция?
Нет, конкуренции нет. Недавно туроператор «Петротур» выиграл конкурс на реализацию федеральной программы «Историческое путешествие для школьников» и в октябре - ноябре этого года состоится 14 двухдневных туров (маршрут «На северных рубежах) – интерактивная экскурсия «Каменный костер» в Кореле и второй день в Стрелецком остроге. У нас познавательная часть, в остроге - историческое развлечение.

Стоимость билета 100 рублей в Музей кто утверждает?
Наш учредитель утверждает в начале года на основании данных от нас. Разницы с иностранцами в стоимости нет, мы решили этого не делать, так же как и отдельную стоимость посещения выставок.

Китайские туристы едут?
Этим летом были, но пока нашествия не было. Едут они в основном в Рускеалу и по Ленинским местам.

Как обстоят дела с реставрацией крепости?
С этим проблемы. У нас есть проблемы с исторической достоверностью реставрационных работ ещё с советских времен – в 80-х сделали зачем-то бойницы из бетона. Сейчас нужен комплексный подход. Последняя реставрация была 6 лет назад – тогда выделили из областного бюджета 500 000 рублей на противоаварийные работы участка внутренней стены. Крепость постепенно деградирует. Появляются изъяны в крепостных стенах, трещины, вывалы камней, обрушение каменной облицовки валганга. Эксплуатировать в таком состоянии крепость при возрастающем туристском спросе становится крайне опасно. Срочно необходимы специализированные поддерживающие реставрационные работы. Сейчас мы только мониторим состояние комплекса крепостных сооружений.

Можете привлечь деньги партнёров. Спонсоров?
Многие годы так и поступали. У нас был глава администрации Яхнюк Сергей Васильевич, талантливый руководитель, большой друг музея. Многие сегодняшние городские традиции заложены были в его бытность. Мог направить внимание предпринимателей в нужное русло. Например, Старый арсенал был сараем – всё починили, восстановили, сделали выставочный зал, открыли сувенирный магазинчик. Все это делалось на местные внебюджетные средства. Пушка – стреляющий аттракцион, туалетный модуль «Городовой» - его подарки музею. Когда весной 2006 года рухнул угол Клок-бастиона и потребовалась скорая помощь, глава города обратился к компании «Русь». Они посмотрели объем работы и отказались, сославшись на отсутствие каменщиков. У меня полились слёзы. Директор компании увидел это и приехал через несколько дней с каменщиками, которых собрал по всему району.

Владимир Леонидович Поздяков, директор Приозерского деревообрабатывающего завода «Ладога», наш большой друг, помог нам осуществить народный проект «Крепостному парку - новую жизнь». Территория вокруг крепости долгое время была помойкой и общественным туалетом. Вокруг идеи благоустройства прикрепостной территории объединились 20 приозерских предпринимателей, частных лиц. Все работы были благотворительными: кто-то помогал материалами, кто-то предоставлял рабочих, кто-то оплачивал расходы, связанные с предоставлением дорогостоящей техники. Руководил всеми работами Владимир Леонидович. Были выкорчеваны кустарники и пни, сформированы газоны и посеяна трава, проложены канавки, углублены озерца и укреплены берега небольших водоемов, проложена вокруг крепости из гранитного отсева дорожка, деревянный настил через крепостной парк. Сегодня посетители не перестают благодарить музей за «аккуратный парк», «пруды с утками, скамейками для отдыха», «Все очень ухоженное и производит самое приятное впечатление. Красота!». А мы не перестаем благодарить наших спонсоров!
Если бы у вас были неограниченные возможности – по средствам и власти. Что бы Вы поменяли?
Конечно, я развивала бы музейные экспозиции. Отреставрировала бы замковые ворота, обитые трофейными шведскими кирасами, осуществила бы проект музейного показа фундамента башни посадника Якова, сделала бы безопасным подъем посетителей на смотровую площадку в Круглой башне, музеефицировала бы камеру Пугачевых и таинственного узника. Я бы приняла волевое решение и воссоединила оба крепостных острова – Старую и Новую крепость - в единый музейный объект. Сейчас лучшая часть Кексгольмской крепости, а именно Спасский остров – не музейная территория, она принадлежит Министерству обороны.

А пока мы осваиваем средства, выделенные музею в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России». Называется подпроект «Создание сценического комплекса для уличных мероприятий и информационного музейного центра». Сейчас этот проект находится на заключительном этапе реализации. Во внутреннем дворе крепости будет устанавливаться сборно-разборная сцена. Она будет оснащена световым и звуковым оборудованием. Территория перед сценой общей площадью 1600 квадратных метров, покрытая газонной травой, превратится в партер зрительного зала. На ней будут размещаться складные стулья на 800 посадочных мест. В летний период крепостные стены, с трёх сторон охватывающие внутренний двор, будут являться продолжением зрительного зала как амфитеатр. Для удобства и комфорта зрителей, расположившихся на земляных валах, уже приобретены подстилочные коврики общей численностью 500 единиц. Крепость будет развиваться как место, где будут создаваться позитивные впечатления и удовольствия для посетителей от историко-культурных событий.
Откуда экспонаты попадают в музеи?

Разными путями. В основном, это дары приозерцев. В советское время, когда были живы фронтовики, музейные работники сформировали замечательную коллекцию по советско-финляндской и Великой Отечественной войне (воспоминания ветеранов, фотографии, награды, предметы военного времени). Уникальной в фондах музея является археологическая коллекция. Это результат полевых экспедиций таких крупных ученых, как А.Н.Кирпичников, С.И.Кочкуркина, А.И.Сакса. Есть дары коллекционеров. В советское время от ленинградского коллекционера В.А.Винчи поступила коллекция минералов. Житель города Н.А.Вялий передал в музей клад – ящик с коллекционным оружием.

Есть в экспозиции музея блюдо для рыбы. Получено оно было от «чёрных копателей», которые в районе Сосново под берёзой нашли клад. В трёх кастрюлях была зарыта посуда, завернутая в финские газеты 1940 года. Сотрудники музея не признались им, когда принимали вещи, что блюдо бесценно, потому что имеет клеймо давно закрытого Суотниемского фарфорого завода (Suotniemi, сейчас поселок Яркое Приозерского района – прим.). Ни одного изделия местного завода в фондах музея не было. Потом этот завод поглотила Arabia. Но, этот канал поступлений уже остался в прошлом, музей ведёт с копателями разъяснительную работу об уголовной ответственности за подобные раскопки.

А когда мы попрощались с Марией Петровной, к ней подошла женщина с фронтовыми документами скончавшейся недавно родственницы. Документы зарегистрировали, возможно, в них откажется что-то ценное для музея.



Вы состоите в общественном совете по присуждению муниципальной стипендии имени Марии Константиновны Кексгольмской. Это что за история?
Маленькую девочку, турчанку Айше подобрали солдаты Кексгольмского полка на территории Болгарии во время русско-турецкой войны 12 января 1878 года. Назвали ее Машенькой, воспитали, дали образование, выдали замуж. Она стала настоящей русской женщиной, стойкой, терпеливой, отзывчивой. В период первой мировой войны большую часть своих сбережений, которые полк передал ей в качестве приданого, вернула в фонд русских госпиталей. С 2001 года в Приозерске существует традиция: лучшей девушке Приозерья в День города, на городской площади вручают стипендию имени Марии Константиновны Кексгольмской.
Идею этой награды подала друг музея Шейнер Наталья. Мы развили идею, мэр города её подержал, и вот до сих пор без перерывов традиция существует 16 лет. Я вхожу в Общественный совет. Школы города и района представляют кандидатов - девочек, как правило, 10-11 классов. По итогам их учёбы оформляют портфолио, пишутся характеристики. Учеба, поступки, дела, зрелость личности и, как написано в Положении, «как можно ближе к идеальным чертам дочери Кексгольмского полка» - все это оценивается комиссией. В этом году было 8 кандидатур.

А какие вообще у вас зарплаты? На руки сколько получается с учётом всех окладов и премий?
У научных сотрудников примерно 25-30 тыс. в месяц, зависит ещё от стажа. Но, так как мы всегда выполняем план, то раз в квартал начисляется премия в размере 150-200% от ставки в 15-17 тысяч и в конце годовая премия.

У вас появилась обновлённая экспозиция. Я посмотрел, она по-современному оформлена с проекторами и большим стендом с тачскрином. Только не работающим. Материал хорошо подан, интересно.
Леся Анатольевна Колесникова в 2014 году выделила средства на обновление экспозиции. Петербургские художники-эспозиционеры под руководством Светланы Хапаевой с большой вдумчивостью выполнили работы. Посетителям нравится.

Какие качества должны быть у директора музея?
Директор вообще очень простая должность. Изучить коллектив, знать, кто на что способен и раскрыть эти способности. Получилось так, что при обновлении экспозиции я свой кабинет отдала под музейный гардероб. Я не сижу, перемещаюсь постоянно, могу оперативно подставить плечо, оказать помощь. И ещё, нужно уметь уйти вовремя.
Кстати, про Вашу семью. Я читал про Вашего супруга Андрея Ивановича и хочется выразить большое уважение ему. У него четыре высших образования, включая Академию Художеств. Он постоянно совершенствуется и мог бы преподавать в ведущих лицеях Петербурга и Москвы. Но, продолжает делать это здесь, в провинции. То есть местные дети получают такое же качественное образование, как в ведущих столичных школах. Это вот очень здорово. Страна развивается не только в столицах. Почему же он решил покинуть школу?

Да, он в средней школе № 5 долгие годы преподавал мировую художественную культуру, стал Заслуженным учителем Российской Федерации. Не так давно перешел на работу в музей на должность старшего научного сотрудника. Как повезло музею! Андрей Иванович - притягательная личность, эрудит, замечательный рассказчик с чувством юмора. Сейчас Областной институт усовершенствования учителей, в год Истории в Ленинградской области, создает учебное пособие для школьников по краеведению. Андрей Иванович один из авторов этой книги.

Фото – Дарья Лихая
У Вас две дочки. У Дарьи очень хорошие фотографии. А Мария этим летом сделала в качестве дипломного проекта в Академии Художеств панно "Русские сезоны Сергея Павловича Дягилева". Мне очень понравилось. Вы помогали ей советом или критикой?

Нет. Она вполне самостоятельный человек. Закончила мастерскую монументальной живописи А.К.Быстрова. Сейчас учится в ассистентуре в Академии художеств. Дипломная работа Маши сейчас украшает залы Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой. А авторитет для неё в ее профессиональной работе из нас, конечно, папа. Я – просто ее безусловный поклонник!
Фото из семейного архива
Спасибо за уделённое время, экскурсию и беседу. Банально, но тот, кто хочет чего-то добиться, тот того добивается (не без ограничений, но всё же), иной же больше ищет причины и сидит на своём месте (во всех смыслах). Вы точно из первой категории и за содержание, а главное развитие музея-крепости «Корела», мы все должны сказать Вам спасибо. И вашему коллективу, безусловно. Пожелаю Вам просто скорейшей реализации всех ваших обширнейших и разнообразных планов!

Автор статьи